Россия, Республика Мордовия
г. Саранск, ул. Коваленко, 25
г. Саранск, ул. Димитрова, 35
г. Саранск, ул. Волгоградская, 77

Россия, Свердловская область
с. Петрокаменское, ул.Почтовая, 1а
Россия, Белгородская область
г. Старый Оскол, микрорайон Солнечный, 36, 2 этаж, пав. 202

Россия, Московская область
г. Красногорск, ул. Лесная, 15

Россия, Воронежская область
г. Воронеж, Московский проспект, 112
г. Воронеж, Переулок здоровья, 90а

8 (8342) 343-101


Что такое эгоцентрическая речь и опасна ли она

Что такое эгоцентрическая речь и опасна ли она

В психологии есть такое явление как эгоцентрическая речь, то есть разговор с собой. Родители могут столкнуться с ней, когда видят, что их ребенок как-то странно разговаривает – произносит монологи в пустоту, бездумно повторяет слова и т.п. Это становится поводом тревожиться и даже заподозрить психическое расстройство. Но так ли опасно это явление?

По речи ребенка можно понять, как он мыслит. Этот тезис лег в основу теории швейцарского психолога Жана Пиаже, стоявшего у истоков исследования эгоцентрической речи. Участниками его экспериментов становились маленькие дети. Психолог заметил, что чаще всего эгоцентрическая речь проявляется в возрасте 3-5 лет, после чего исчезает. Речь идет об эпизодах, когда ребенок говорит вслух, ни к кому не обращаясь, в том числе задавая вопросы. Его не интересует наличие слушателей, он довольствуется лишь видимым интересом со стороны. Ребенок не ставит целью как-либо воздействовать на собеседника своими словами, а просто разговаривает для себя.

К каким выводам пришел Жан Пиаже

Если углубиться в результаты исследований психологов, то окажется, что эгоцентрическая речь совсем не страшна. Так Жан Пиаже написал книгу, посвященную детским речи и мышлению. Он пытался понять, зачем детям нужны эти разговоры, но в своих размышлениях немного ошибся. В частности его предположение, что понять образ мыслей ребенка можно только по анализу его речи оказалось опровергнутым коллегами. Так явление эгоцентрической речи стало изучаться глубже.

Пиаже установил, что речь и детей, и взрослых, имеет несколько функций. Сообщение собственных мыслей – лишь одна из них. Он проводил свои эксперименты в «Доме малюток» вместе с Ж.-Ж. Руссо. В результате было определено, что у детей есть социализированная и эгоцентрическая речь.

Разновидности эгоцентрической речи

В своем исследовании психолог Жан Пиаже выделил несколько разновидностей эгоцентрической речи со своими особенностями у каждой из них.

  • Повторение слов или эхолалия

Феномен механического повторения слов без полного осмысления просто ради удовольствия – наследие младенческого лепета. Такая речь ни к кому не обращена. Ребенок повторяет слова, которые слышал, произносит слоги, не вкладывая в это никакого смысла. Пиаже отождествляет эхолалию с игрой.

  • Монолог

Под монологом у ребенка понимается произношение своих мыслей вслух. Такая речь не обращена к собеседнику, ребенок говорит сам с собой. Если понаблюдать за ним, то можно увидеть связь слов и действий. Дети играют и вербально сопровождают свои действия – не только говорят, но и кричат. Иногда в процессе такого симбиоза у ребенка меняется отношение к его действиям. В некоторых случаях без слова вообще нет действий.

  • «Монолог вдвоем» или коллективный монолог

Пиаже заметил, что такой феномен тоже прослеживается в детской речи, и детально описал его в своих трудах. Когда двое и более детей приобщают друг друга к своим мыслям и действиям без стремления быть услышанными и понятыми – это и есть «монолог вдвоем». Оппонента ребенок воспринимает в качестве возбудителя монолога. Эту форму эгоцентрической речи Пиаже назвал самой социальной из всех прочих, поскольку тут уже в расчет принимаются окружающие. При этом ребенок все равно говорит для себя, размышляя вслух.

По мнению Пиаже, речь маленького ребенка не такая как речь взрослого. Если в последнем случае она является орудием общения, то у детей это скорее подражание, вспомогательное действие. Психолог предположил, что первые годы жизни малыш замкнут на себе. По итогам своих экспериментов Пиаже сделал вывод, что мышление маленького ребенка эгоцентрично. На практике это означает, что он будет разговаривать сам с собой, для себя, а не для других и без стремления понять то, как мыслит его собеседник.

Выводы, сделанные Пиаже, позже были опровергнуты многими другими исследователями. В их числе был советский психолог Лев Выготский. Он опроверг мнение, что у детской эгоцентрической речи нет функциональной нагрузки. В качестве доказательства были приведены результаты собственных экспериментов Выготского.

Так следует ли беспокоиться родителям? Эгоцентрическая речь ребенка не является признаком какого-либо расстройства – всего лишь переходный этап развития логического мышления. Потому, по мнению психологов, правильная реакция родителей – не волноваться и не пытаться ее убрать.