Россия, Республика Мордовия
г. Саранск, ул. Полежаева, 155

8 (8342) 343-101


Как мнемотехника развивает у детей внимание и память

Как мнемотехника развивает у детей внимание и память

Мнемотехника – это система методов, при помощи которых легче запоминается информация. В основе этой методики лежат ассоциации и создания цепочек связи на основе полученных ранее знаний. Мнемотехника активно используется при обучении детей уже с дошкольного возраста. Дети смогут легко запоминать то, что с первого раза кажется сложным. Например, одна из самых известных фраз помогает запомнить, в каком порядке расположены цвета радуги.

Преимущества и недостатки методики

У мнемотехники масса плюсов. Обучение детей позволяет им:

  • быстро запоминать и долго хранить в памяти;
  • стать внимательнее;
  • лучше разговаривать – обогащает словарный запас, учит правильному произношению, развивает речь;
  • мыслить образно и логически;
  • стать креативнее, интеллектуальнее, развить воображение;
  • стать менее стеснительными, научить общаться без стеснения, поборов замкнутость.

При всех плюсах мнемотехники у нее есть некоторые минусы. Так препятствием при обучении маленьких детей может стать их незначительный словарный запас. А чтобы не тормозить их развитие не злоупотребляйте мнемотехникой и не давайте ребенку слишком легких заданий.

Если не получается воспользоваться методикой, то ничего страшного в этом нет. Ребенку в дальнейшем пригодится и навык механического заучивания информации.

Три этапа обучения мнемотехнике

Каждому этапу соответствует определенный возраст ребенка. Начинать можно уже с трех лет – это первый этап. На нем используют простые приемы, работая с мнемоквадратами. Детям дают изучать несложные изображения – каждое под отдельное слово, сочетание слов или простую фразу. В такой квадрат помещают картинки, учат стихотворения с движениями.

Второй этап наступает в 4-5 лет – это время мнемодорожек. Они представляют собой систематизированные картинки, состоящие из четырех рисунков. Так дети осваивают последовательности. С помощью таких иллюстраций можно рассказать историю или запомнить, в какой последовательности выполняют какие-либо действия.

На третьем этапе появляются мнемотаблицы – с ними работают дети в возрасте 6-7 лет. С помощью мнемотаблиц выполняются сложные действия:

  • пересказываются детские произведения;
  • учатся сложные слова и стихотворения;
  • подбираются рифмы;
  • сочиняются истории;
  • распределяются предметы по определенным признакам;
  • изучаются числа;
  • узнаются правила поведения в различных ситуациях.

С помощью мнемотехники дети обучаются грамотному и красивому изложению мыслей, расширяют словарный запас. Они становятся сообразительнее, лучше мыслят.

Как правильно применять методику

Занятия с детьми будут результативнее, если соблюдать несколько правил:

  • Быть последовательным

Обучайте по принципу «от простого к сложному». Не начинайте обучение сразу со сложных для восприятия малышей мнемотаблиц.

  • Не перегружать ребенка

Дети не должны устать от нагрузки. Ограничивайте обучение двумя таблицами в день и девятью изображениями для каждого блока. Информационная перегрузка сделает обучение нерезультативным.

  • Делать занятия разнообразными

Избегайте однотипных тренировок, которые быстро наскучат детям. В рамках одного занятия используйте картинки и серии картинок на разные темы. Комбинируйте таблицы, изображающие разные действия.

  • Использовать яркие цвета

Привлекайте детей яркими картинками. Изображения должны быть сочными и заинтересовать малышей. Работать с черно-белым материалом уместно только на занятиях со старшими дошкольниками.

  • Помнить об эмоциональности

Важно, чтобы у занятий была позитивная энергетика – дети ее почувствуют.

  • Не принуждать

Проводите занятия в игровой форме, не заставляйте детей обучаться, если в данный момент они не заинтересованы. Малышам должно быть интересно. Если внимание ребенка переключилось на что-то другое – вернитесь к занятию позже.

Соблюдение рекомендаций при обучении поможет сделать его результативнее и добиться успехов.