Как мнемотехника развивает у детей внимание и память
Мнемотехника – это система методов, при помощи которых легче запоминается информация. В основе этой методики лежат ассоциации и создания цепочек связи на основе полученных ранее знаний. Мнемотехника активно используется при обучении детей уже с дошкольного возраста. Дети смогут легко запоминать то, что с первого раза кажется сложным. Например, одна из самых известных фраз помогает запомнить, в каком порядке расположены цвета радуги.
Преимущества и недостатки методики
У мнемотехники масса плюсов. Обучение детей позволяет им:
- быстро запоминать и долго хранить в памяти;
- стать внимательнее;
- лучше разговаривать – обогащает словарный запас, учит правильному произношению, развивает речь;
- мыслить образно и логически;
- стать креативнее, интеллектуальнее, развить воображение;
- стать менее стеснительными, научить общаться без стеснения, поборов замкнутость.
При всех плюсах мнемотехники у нее есть некоторые минусы. Так препятствием при обучении маленьких детей может стать их незначительный словарный запас. А чтобы не тормозить их развитие не злоупотребляйте мнемотехникой и не давайте ребенку слишком легких заданий.
Если не получается воспользоваться методикой, то ничего страшного в этом нет. Ребенку в дальнейшем пригодится и навык механического заучивания информации.
Три этапа обучения мнемотехнике
Каждому этапу соответствует определенный возраст ребенка. Начинать можно уже с трех лет – это первый этап. На нем используют простые приемы, работая с мнемоквадратами. Детям дают изучать несложные изображения – каждое под отдельное слово, сочетание слов или простую фразу. В такой квадрат помещают картинки, учат стихотворения с движениями.
Второй этап наступает в 4-5 лет – это время мнемодорожек. Они представляют собой систематизированные картинки, состоящие из четырех рисунков. Так дети осваивают последовательности. С помощью таких иллюстраций можно рассказать историю или запомнить, в какой последовательности выполняют какие-либо действия.
На третьем этапе появляются мнемотаблицы – с ними работают дети в возрасте 6-7 лет. С помощью мнемотаблиц выполняются сложные действия:
- пересказываются детские произведения;
- учатся сложные слова и стихотворения;
- подбираются рифмы;
- сочиняются истории;
- распределяются предметы по определенным признакам;
- изучаются числа;
- узнаются правила поведения в различных ситуациях.
С помощью мнемотехники дети обучаются грамотному и красивому изложению мыслей, расширяют словарный запас. Они становятся сообразительнее, лучше мыслят.
Как правильно применять методику
Занятия с детьми будут результативнее, если соблюдать несколько правил:
- Быть последовательным
Обучайте по принципу «от простого к сложному». Не начинайте обучение сразу со сложных для восприятия малышей мнемотаблиц.
- Не перегружать ребенка
Дети не должны устать от нагрузки. Ограничивайте обучение двумя таблицами в день и девятью изображениями для каждого блока. Информационная перегрузка сделает обучение нерезультативным.
- Делать занятия разнообразными
Избегайте однотипных тренировок, которые быстро наскучат детям. В рамках одного занятия используйте картинки и серии картинок на разные темы. Комбинируйте таблицы, изображающие разные действия.
- Использовать яркие цвета
Привлекайте детей яркими картинками. Изображения должны быть сочными и заинтересовать малышей. Работать с черно-белым материалом уместно только на занятиях со старшими дошкольниками.
- Помнить об эмоциональности
Важно, чтобы у занятий была позитивная энергетика – дети ее почувствуют.
- Не принуждать
Проводите занятия в игровой форме, не заставляйте детей обучаться, если в данный момент они не заинтересованы. Малышам должно быть интересно. Если внимание ребенка переключилось на что-то другое – вернитесь к занятию позже.
Соблюдение рекомендаций при обучении поможет сделать его результативнее и добиться успехов.