Россия, Республика Мордовия
г. Саранск, ул. Полежаева, 155

8 (8342) 343-101


Как освоить любой предмет по методу Фейнмана?

Как освоить любой предмет по методу Фейнмана

Фото: Уильям Херт в роли Ричарда Фейнмана в фильме The Challenger

Ричард Фейнман – физик, лауреат Нобелевской премии. Именно ему принадлежит формулировка алгоритма обучения, с помощью которого разобраться в любом предмете можно за три шага. Успеха ученый добился, осознав, какая разница есть между тем, когда он что-то знает и просто знает название этого «чего-то». Его алгоритм, который помог физику разбираться в новых для себя вещах лучше других, так и называется – «метод Фейнмана». С его помощью можно осваивать любой предмет, так как это универсальный метод и он очень прост.

По сути, это не столько метод обучения, сколько иной образ мышления. Осваивать любую тему предлагается за три шага.

Первый шаг – научить ребенка

Вам потребуется лист бумаги – на нем вы сформулируете тему для изучения и изложите все свои знания об этом предмете. Только расписывать нужно так, чтобы понял и второклассник с соответствующим словарным запасом и знаниями. Примем за исходные данные, что он умеет концентрироваться и способен усваивать основные понятия.

В чем секрет? Обычно мы используем сложные слова и переходим на профессиональный жаргон, когда чего-то не понимаем. Это мешает нам осознать, что именно остается непонятным. Мы словно маскируем от окружающих умными словами пробелы в знаниях. Когда взрослый оперирует простыми словами и понятиями, которые способен понять и ребенок, он помогает себе постичь суть. Связи между понятиями и отношения становятся проще. После упрощенного объяснения ребенку вы сами отлично поймете, где нужно подтянуть знания. Останется только подучиться.

Второй шаг – повторить

На первом шаге неизбежно «вскрытие» пробелов в знаниях. Они появляются по разным причинам. Возможно где-то вам сложно соединять важные понятия, где-то возникли сложности с объяснением или вы просто забыли что-то важное. Таким образом, вы определили, где заканчиваются пределы вашей компетентности, и это весьма важное открытие. Вы увидели, с какой точки следует начать обучение. Возвращайтесь к исходному материалу и изучайте. Ваша цель – суметь выполнить задание первого шага, то есть объяснить изученное простыми словами.

У обнаружения границы познаний есть еще одна положительная сторона. Вы будете совершать меньше ошибок, и сможете более успешно применять знания в будущем.

Третий шаг – организовать и упростить

Настало время перечитать ваши заметки на листе бумаги. Все ли слова там простые, нет ли профессионального жаргона? Далее задача – составить несложный рассказ и прочесть вслух. Если ничего не режет слух, объяснение прочно и логично, то дорабатывать знания не требуется.

Чтобы закрепить успех поделитесь полученными знаниями с кем-нибудь. Это необязательный шаг, но он поможет обрести уверенность в понимании предмета. Лучше всего поделиться с ребенком или человеком, который очень далек от изучаемой вами темы. Это и станет вашим индикатором на знание предмета. Если вы успешно изучили предмет, то без проблем передадите эти знания любому несведущему человеку.