Россия, Республика Мордовия
г. Саранск, ул. Полежаева, 155

8 (8342) 343-101


Как появилась ментальная арифметика?

Как развивалось скорочтение?

История появления ментальной арифметики уходит корнями в недалекую древность, а именно в Китай, где более 5000 лет назад придумали счетную доску. Она выглядела как дощечка, на которую были нанесены специальные обозначения, и где песок разделялся на строки. Такие древние счеты позднее появились у древних греков и древних римлян, стали известны и египтянам – это были уже усовершенствованные модели, более похожие на современные счеты, только с косточками либо камнями. С помощью счетной доски можно было выполнять несложные арифметические вычисления.

Вычисления на счетах делали и в России, где в конце XV века придумали счеты на основе десятичной системы счисления, что стало их особенностью. В следующем столетии японцы сделали свою счетную доску на основе китайской, используя пятеричную систему счисления. Такие счеты получили название «соробан». В Японии и сегодня предпочитают обучать счету при помощи этой доски, приписывая ей сразу несколько преимуществ перед счетом на бумаге. Так вычисления с использованием соробана становятся хорошими тренировками для мозга, вследствие чего растет число нейронных связей – развивается и интеллект, и способности к творчеству.

Азиаты учили своих детей в школах при помощи соробана веками, американцы и европейцы стали применять его только в новом тысячелетии. Дошел соробан и до нас – в России уже несколько лет работают школы, где обучают ментальной арифметике.

За все время своего существования счеты выглядели по-разному. Современный японский соробан выглядит так же, как он выглядел в середине прошлого века, когда его использовали торговцы. Представьте себе прямоугольную коробку, которая содержит тринадцать рядов косточек и в каждом ряду по пять косточек. У косточек имеются разные значения – так верхняя это «пять», а четыре остальных снизу соответствуют цифре «один».

Примечательно, что способ производить вычисления с помощью счетов настолько значим, что его внесли в список устного и нематериального наследия ЮНЕСКО. Уникальная методика позволила людям, жившим в древности, быстро выполнять и простые арифметические операции, и даже извлекать квадратные и кубические корни из чисел. Использование соробана сегодня благоприятно отразится на интеллекте ребенка, раскроет его творческие способности, поможет стать внимательнее и лучше запоминать, а значит и лучше учиться в школе.