Россия, Республика Мордовия
г. Саранск, ул. Коваленко, 25
г. Саранск, ул. Димитрова, 35
г. Саранск, ул. Волгоградская, 77

Россия, Свердловская область
с. Петрокаменское, ул.Почтовая, 1а
Россия, Белгородская область
г. Старый Оскол, микрорайон Солнечный, 36, 2 этаж, пав. 202
г. Старый Оскол, ул. Жукова, 47а

Россия, Московская область
г. Красногорск, ул. Лесная, 15

8 (8342) 343-101


Что такое математическое мышление

Как правильно и разумно организовать учебу ребенка на каникулах

Под мышлением понимают активный процесс, который проходит в сознании человека – отражение объективного мира. Все дети учат в школе математику, и именно этот предмет оказывает существенное влияние на развитие мышления у школьников. Оно в свою очередь тесно связано с формированием мыслительных приемов во время учебы. Школьники мыслят при помощи нескольких операций:

  • сравнение – когда учащийся сопоставляет объекты познания для того, чтобы найти между ними что-то общее либо увидеть разницу. Считается основой для прочих мыслительных операций;
  • анализ – когда предмет познаний мысленно делят на составляющие;
  • синтез – процесс, противоположный анализу, предполагающий мысленное соединение составляющих в единое целое;
  • абстракция – когда учащийся выделяет какое-либо свойство или признак объекта (предмет мышления), будучи отвлечен от всех прочих;
  • обобщение – мысленное выделение либо общих свойств нескольких объектов, либо существенных свойств объекта по итогам анализа;
  • конкретизация – переход либо от общего, либо от абстрактно-общего к частному с выявлением признаков и свойств объекта.

Три вида мышления

Говоря о мышлении, следует разделить его на три вида:

  • выполнение практических действий с предметами – это наглядно-действенное мышление;
  • задействование наглядных образов – наглядно-образное мышление
  • оперирование абстрактными суждениями и понятиями – теоретическое мышление.

Признаки математического мышления

Для того чтобы обучение в школе давало хорошие результаты и позволяло учащимся успешно осваивать систему математических знаний, навыков и умений крайне важно задействовать математическое мышление. Его можно осознанно развивать путем развития качеств, которые характерны для методов естественнонаучного мышления. Также важно развивать комплекс мыслительных умений, которые являются основой для методов научного познания.

Математическое мышление можно распознать по следующим признакам:

  • доминирует логическая схема рассуждения;
  • ход рассуждения четко расчленен;
  • присутствует точная символика;
  • мышление лаконично – мысли строги и скупы, излагаются точно и емко.

Определить наличие культуры математического мышления можно по полноценности аргументации, а она в свою очередь предполагает, что учащийся:

  • освоил идею доказательства;
  • умеет осознавать логическую структуру определения понятий, не испытывает затруднений с выполнением действий подведения под понятие и выведение следствий;
  • понимает логическое строение теорем и понимает их (прямую, обратную и т.д.);
  • практикует аналитический, синтетический метод доказательства, знает другие методы – от противного, математическая индукция, полная индукция;
  • владеет частными приемами и методами, которые характерны для различных тем.

Развитое мышление учащегося – залог его успеха в будущем. Когда повышенная активность различных методов мышления и их органичное сочетание проявляется в способностях человека, то он способен успешно вести творческую деятельность во многих областях. Школьник, который имеет математические способности – это учащийся с определенной совокупностью некоторых качеств творческой личности. Эти качества сформировал процесс математической деятельности. Если школьники схватывают материал что называется на лету, умеют мыслить лаконично и емко, стремятся экономить умственные усилия, им не чужды яркие пространственные представления, то в таком случае говорят о наличии математической одаренности таких детей.

Фото: smilik.tv