Россия, Республика Мордовия
г. Саранск, ул. Коваленко, 25
г. Саранск, ул. Димитрова, 35
г. Саранск, ул. Волгоградская, 77

Россия, Белгородская область
г. Старый Оскол, микрорайон Солнечный, 36
г. Старый Оскол, ул. Жукова, 47а
г. Старый Оскол, Петрокаменское, ул.Почтовая, 1а

8 (8342) 343-101

Мышление – как оно устроено и как классифицируется

Мышление – как оно устроено и как классифицируется Каждый человек способен мыслить, мышление – это высшая степень человеческого познания, отражающая явления и предметы, позволяя нам получать знания о них. Когда мы растем, то познаем окружающий мир, и здесь мышление помогает установить общую связь между явлениями – это помогает решать конкретные познавательные задачи. Для этого мы должны уметь обобщать, имея соответствующие знания. Мышление помогает человеку верно ориентироваться в мире вокруг, понимая взаимосвязи, правильно вести себя в конкретных ситуациях.

Процесс мышления всегда идет активно со взаимодействием репрезентаций (понятий), являющихся его элементами. Так оперируя ими, человек переходит от одних мыслей к другим – так и протекает мыслительный процесс. У каждого понятия имеется содержание и объем. С помощью классификации мы относим то или иное понятие к определенному классу, с помощью понимания используем ту информацию, которая у нас уже имеется, предсказание помогает на ее основе спрогнозировать результат, а рассуждение позволит решить проблемы и задачи. С помощью общения человек передаст свои впечатления. Понятия мы изучаем на протяжении всей своей жизни – в этом заключается когнитивное развитие.

Чтобы у человека сформировалось понятие должна быть опора на те понятия, которые ему уже знакомы. Все понятия систематизируются и хранятся в нашей памяти как на большом складе. Правильно использовать их помогают ментальные модели – суждения о работе предметов либо об абстрактных понятиях. Также для формирования понятий используются коды языка – без него невозможно общение людей между собой.

Если говорить о более сложных видах работы мышления, то здесь уже потребуются другие конструкции – задействуется логика. Так процессом логического вывода называют дедукцию, она подразумевает переход от данных-посылок к заключениям путем задействования логических связей. В качестве примера связи можно привести силлогизм – в нем человек высказывает мнение о чем-либо или отношение к чему-либо, выявляет связи между предметами и фактами.

Развиваясь самостоятельно с одной стороны и получая опыт поколений с другой, человек закладывает основы продуктивного мышления. Чтобы освоить владение логическими связями, одного личного опыта будет мало. Человек, который умеет мыслить, способен рассуждать, находить решение логических задач без какой-либо практической деятельности. За счет логических связей мышление становится объективным, доказательным и убедительным. При этом имеется прямая связь с чувственным познанием.

Наряду с дедукцией нужно упомянуть и индукцию – если в первом случае в основе лежат логические связи, то во втором это наблюдение и организация процесса продуктивного творческого мышления. Это также называют эвристической деятельностью и применяют при поиске решений сложных жизненных задач. Различают две разновидности принятия решений – компенсаторная и некомпенсаторная модель. Разница между ними будет в том, что в компенсаторных моделях выбираются привлекательные варианты, а в некомпенсаторных варианты исключают.

Человек не всегда способен четко следовать логическим суждениям. Дело в том, что эта задача требует большого объема оперативной памяти. Если такового не хватает, то происходят сбои. Кроме того процесс мышления является сложным сам по себе и у двух разных людей никогда не будет проходить одинаково, как не будут одинаковыми принимаемые ими решения.