Россия, Республика Мордовия
г. Саранск, ул. Коваленко, 25
г. Саранск, ул. Димитрова, 35
г. Саранск, ул. Волгоградская, 77

Россия, Свердловская область
с. Петрокаменское, ул.Почтовая, 1а
Россия, Белгородская область
г. Старый Оскол, микрорайон Солнечный, 36, 2 этаж, пав. 202
г. Старый Оскол, ул. Жукова, 47а

Россия, Московская область
г. Красногорск, ул. Лесная, 15

8 (8342) 343-101


Особенности развития детей в пяти-семилетнем возрасте

Особенности развития детей в пяти-семилетнем возрасте5-7 лет – время, когда у ребенка стремительно развиваются и перестраиваются все физиологические системы его организма. Ребенок быстро растет и набирает вес, меняется его тело, а мозг начинает работать почти так же, как мозг взрослого человека, что является прямым свидетельством того, что он готовится перейти на новую ступень возрастного развития. На этой ступени нагрузки, как физические, так и умственные, становятся сильнее. Так ребенок готовится к обучению в школе.

Одним из показателей такой готовности является изменение пропорций тела, что говорит о биологической зрелости будущего школьника. Становясь более физически развитым, он также получает знания о здоровом образе жизни, прививаются полезные привычки. Это тоже влияет на возможность успешно обучаться в школе в будущем. Получая новые знания в процессе развития в старшем дошкольном возрасте, ребенок упорядочивает и систематизирует их. Пяти-семилетние дети умеют рассуждать, задавать вопросы и давать на них ответы, использовать для решения задач модели и схемы, у них развивается речь, появляется интерес к познанию нового в мире, они учатся вести простую практическую и интеллектуальную деятельность, соблюдать правила, поставленные взрослыми.

Итогом правильного дошкольного воспитания является полная подготовка ребенка к взаимодействию и с учителем, и со сверстниками, самостоятельной работе в новых для него условиях школы. В этом возрасте дети уже сами проявляют инициативу в творческих занятиях, освоив за прежние годы специальные умения. Основы личности ребенка закладываются в дошкольный период, причем на этот процесс влияют меняющиеся условия.

Достигнув семилетнего возраста, дети уже понимают, как важно соблюдать нравственные нормы, стремится быть полезным другим. Ребенок способен отличать плохое от хорошего, следовать этическим эталонам, в чем ему должны помогать родители. Во многом именно от их правильного поведения на этом этапе развития сына или дочери зависит то, как ребенок будет вести себя в будущем и будет ли следовать нравственным эталонам. Одним из полезных методов является анализ поведения героев различных произведений.

Дети старшего дошкольного возраста, как правило, уже постоянно общаются с некоторыми из своих сверстников, заводя друзей – они выделяются из окружения на основе личной взаимной симпатии. Также ребенок выбирает друзей для постоянного общения по их умениям и знаниям. В этом возрасте дети уже осознают себя. И здесь проявляется индивидуальность каждого ребенка – если одни слушаются родителей и выполняют обязанности, то другие идут наперекор правилам.

В вопросе развития детей старшего дошкольного возраста стоит отметить концепцию А.Н. Леонтьева, который полагал, что переход на новый этап развития возможен при создании условий для этого ведущей деятельностью, которая в последствии заменяются на другую. По мнению Д.Б. Эльконина периоды психического развития ребенка связаны с его направленностью на мир людей и мир вещей. Также нельзя говорить о развитии, не затронув тему игр как действенного метода обучения детей. Особенности игрового поведения детей позволяют педагогам определить стратегию воспитания и обучения. А если обратиться к понятию психологического возраста, то оно позволит определить, насколько психический возраст соответствует реальному. Психическое развитие ребенка можно рассматривать и как смену форм взаимодействия и общения, а также как смену деятельностей.

Дети дошкольного возраста могут развивать воображение в игровой форме, для этого взрослыми используются соответствующие методики. На основе результатов выполнений игровых заданий можно делать определенные выводы. В частности можно установить, что наиболее эффективным методом организации жизни детей дошкольного возраста является создание целостной жизни, понятной ребенку, в которой проигрываются интересные для него события и где он может получать навыки, знания и умения. Также по результатам исследований было выявлено, что обучать дошкольников и школьников разным предметам нужно по-разному и то, как важно для развития детей на данном этапе продуктивной деятельности, способности к которой между тем дети, начавшие обучение в школе, во многом теряют. Решением как раз и может стать использование особенностей воображения. Выводы, сделанные по итогам исследования, позволяют определить, что воображение – психологический механизм в развитии центральной психической функции в дошкольном возрасте.

К концу возрастного периода появляются новые формы общения, знаменующие наступление нового, со своими особенностями. На этом этапе это ребенок, который ориентирован на то, чтобы беречь собственное здоровье и имеющие понятие о ценности жизни, осознающий свои возможности и силы, осознающий себя, умеющий с уважением и заботой относиться к окружающим его людям и предметам, в том числе взаимодействовать со сверстниками и другими взрослыми. Это дети, которые знакомы с основами безопасного поведения, имеют полезные привычки и знающие о вредных.

Назвать ребенка 5-7 лет валеологически культурным можно, если он определяет состояние здоровья – свое и окружающих, может следить за собственной гигиеной, знает основы правильного питания, умеет одеваться по погоде, правильно вести себя в общественных местах, в том числе в транспорте и на дорогах, а также в лесу, ему не чужды физические нагрузки. Также ребенок должен уметь обращаться с опасными бытовыми предметами и электроприборами в целом, при необходимости обращаться к взрослым за помощью, правильно реагировать на незнакомых людей и правильно вести себя в нестандартных ситуациях, правильно выражать свои мысли и учитывать настроение окружающих, не провоцировать конфликты. Важно уметь принимать медицинскую помощь и самостоятельно оказывать элементарную помощь другим. Педагогические процессы должны быть направлены на то, чтобы успешно воспитать здорового и вместе с тем валеологически культурного ребенка.