Россия, Республика Мордовия
г. Саранск, ул. Коваленко, 25
г. Саранск, ул. Димитрова, 35
г. Саранск, ул. Волгоградская, 77

Россия, Свердловская область
с. Петрокаменское, ул.Почтовая, 1а
Россия, Белгородская область
г. Старый Оскол, микрорайон Солнечный, 36, 2 этаж, пав. 202

Россия, Московская область
г. Красногорск, ул. Лесная, 15

Россия, Воронежская область
г. Воронеж, Московский проспект, 112
г. Воронеж, Переулок здоровья, 90а

8 (8342) 343-101


Сторителлинг как увлекательный образовательный метод для дошкольников

Сторителлинг как увлекательный образовательный метод для дошкольников

Автором методики сторителлинга – искусства увлекательного рассказа – является Дэвид Армстронг. Он понял, что донести что-то до человека получится лучше, если подать мысль или идею в виде живой интересной истории. В русском языке есть подходящий синоним – сказительство, ведь и сказки, и мультфильмы – это тоже образцы сторителлинга.

Техника сторителлинга, который успешно используется в образовании, позволяет эффективно формировать нужные психологические взаимосвязи. Они в свою очередь управляют чувствами и вниманием слушателя, правильно расставляют акценты. В итоге такие истории запоминаются надолго.

В педагогике сторителлинг выступает в качестве техники для развития и обучения ребенка. Истории выполняют мотивирующую, воспитательную, наставническую функции. В такой истории обязательно будет конкретная структура и интересный герой.

Структура и виды педагогического сторителлинга

Структура техники сторителлинг имеет четыре основных элемента:

  • Вступление – короткая часть, связанная с главной темой, в которой обозначается постановка вопроса или проблемы, требующей решения. Задача вступления – привлечь слушателя, зацепить его внимание, заставить сосредоточиться. Здесь не будет подсказки к решению проблемы, но зато присутствует обращение к реальному опыту ребенка;
  • Развитие событий – демонстрация характеров персонажей, сюжетных направлений. Слушатели вникают в проблему или конфликт, ситуация, описываемая в истории, становится напряженнее;
  • Кульминация – апогей напряжения, после чего следует раскрытие тайны или появляется решение проблемы;
  • Заключение – краткий итог истории, мораль.

Педагогический сторителлинг бывает трех видов:

  • Классический – педагог рассказывает реальную или вымышленную историю из жизни. Дети получают конкретную информацию, доступно изложенную и легкую для запоминания;
  • Активный – педагог задает основу события, обозначает проблему, ставит цель и задачу. Предполагается вовлечение слушателей в процесс формирования и пересказа. Посредством такого сторителлинга передаются умения и навыки;
  • Цифровой – рассказ истории с использованием дополнительных визуальных компонентов (инфографика, видеоролики и т.п.)

В работе с детьми-дошкольниками можно использовать разные виды сторителлинга. В основе могут лежать:

  • Реальные ситуации – жизненные ситуации, требующие решения. Помогает сплотить коллектив благодаря возможности групповых обсуждений;
  • Повествование – информация, которая поможет повысить интерес к данной теме;
  • Сценарий – история, частью которой является ребенок, напрямую влияющий своими решениями на ее финал. Помогает применить на практике полученный ранее теоретический опыт;
  • Проблемные ситуации – проблема, требующая решения с наилучшими результатами. Помогает детям развивать навыки выхода из таких ситуаций.

Что поможет создать хорошую историю

Обращаясь к сторителлингу в работе с детьми, важно помнить, что нужно учесть при создании истории:

  • возрастные особенности и уровень развития;
  • наличие в истории персонажей с характерными чертами, основного героя, симпатичного слушателям;
  • у слушателей должна проявляться эмпатия.

В процессе рассказа педагог может взаимодействовать с детьми – задавать вопросы, привлекать к обсуждению. У фактов должен быть эмоциональный фон, приветствуется подача с юмором. Чтобы развивать у детей гибкость ума, нужен символический язык ярких историй. Помните, что у ребенка воображение и фантазия развиты куда сильнее, и используйте это.

Чем хорошо применение сторителлинга для дошкольников

У педагогического сторителлинга имеется несколько преимуществ:

  • он делает занятия разнообразнее, заинтересовывает детей везде и всегда, притом без материальных затрат;
  • истории развивают фантазию и логику ребенка, способствует культурному образованию, обогащает речь, помогают перерабатывать внешнюю информацию;
  • правила и прочая информация, которую нужно запомнить, лучше усваивается в формате историй;
  • может использоваться в совместной деятельности детей.

Таким образом, сторителлинг становится отличным эффективным методом преподавания материала.